Сегодня в рубрике "Философия":
Как изменилась вода.
(дервишская сказка)
Однажды Хызр, учитель Моисея, обратился к человечеству с предостережением.
- Наступит такой день, - сказал он, - когда вся вода в мире, кроме той, что будет специально собрана, исчезнет. Затем на смену ей появится другая вода, и люди сойдут от нее с ума.
Лишь один человек понял смысл этих слов. Он набрал запас воды побольше и спрятал ее в надежном месте. Затем он стал поджидать, когда вода изменится.
В предсказанный день все реки иссякли, колодцы высохли, и тот человек, удалившись в свое убежище, стал пить из своих запасов.
Но вот прошло какое-то время, и он увидел, что реки возобновили свое течение; и тогда он спустился к другим сынам человеческим и обнаружил, что они говорят и думают совсем не так, как прежде, что с ними произошло то, о чем их предостерегали, но они не помнят этого. Когда же он попытался с ними заговорить, то понял, что они принимают за сумасшедшего его, выказывая ему враждебность либо сострадание, но никак не понимание.
Поначалу он не притрагивался к новой воде, каждый день возвращаясь к своим запасам. Однако в конце концов он решился отныне пить новую воду - потому что выделявшие его среди остальных поведение и мышление сделали его жизнь невыносимо одинокой. Он выпил новой воды и стал таким же, как все. И начисто забыл о своем запасе иной воды.
Окружающие же его люди смотрели на него как на сумасшедшего, который чудесным образом излечился от своего безумия.
Что такое "Бхагавад-Гита" ?
Бхагавад-Гита (Песнь, Господня) есть часть великой поэмы "Махабхарата", повесть, о Великой Войне. В ней излагается история славного рода потомков могущественного царя Бхарата сына Душианта и Сакунталы,
история, которая по этически рассказана в знаменитой драме Калидасы.
Бхарата 1) означает потомков Бхарата, "маха" означает "великая". Настоящее заглавие книги таким образов? гласит: "Великая повесть о потомках Бхарата". Один из этих потомков был царь-подвижник - Куру. Он занимался аскетическими упражнениями в поле, названном по его имени Ку-
рукшетра. т. а. поле Куру. На этом поле и произошла знаменитая битва.
Царь Куру имел трех братьев: слепого царя Дхритараштру, сыны которого
сражались вместе с неправой стороной во время Великой Войны; Панду,
отца пяти царевичей, сражавшихся за правую сторону; и Видуру, мудрого
и справедливого человека, занимавшего высокое положение в царстве. История жизни и деяний этих потомков Бхарата изложена в 18 книгах (Parvans), составляющих содержание знаменитой индусской поэмы. Каждая Парва относится к особому периоду Великой Войны и носит свое собственное
название.
Махабхарата была составлена великим индусским мудрецом Krishna Dvaipayana Veda Vyasa, который привел в порядок Веды и благодаря этому
был назван "Veda Vyasa" (со бравший Веды).
Поэма относится к историческому периоду за 5000 лет до Р. Х., к моменту, который непосредственно предшествовал новому циклу Кали Юга
(черный цикл).
В виду важности и опасности исторического перелома сам Господь воплотился на земле в лице Аватара Шри Кришна, и с Ним воплотилось
много выдающихся людей, желавших помочь миру. Среди них особенно замечательны Арджуна, бывший в предыдущем воплощении Риши Нара, герой
великих подвигов Бхишма и четыре сына Индры: Юдиштхира, Бхима и
близнецы Накула и Сахадева.
Та книга Махабхараты, которая заключает в себе эпизод Бхагавад-Гиты, называется "Bhishma Parvan" (книга Бхишмы), т.к. здесь повествуется о подвигах и мученической смерти индусского героя Бхишмы. Она начинается с приходом мудреца Виаса к слепому царю Дхритараштре, которому
он предлагает вернуть зрение, чтобы царь мог следить за перипетиями
готовящегося сражения на поле Курукшетра. Царь отказывается видеть
братоубийственное столкновение своих детей и племянников. Тогда мудрец
дарует ясновидение приближенному царя Санджае 6), который и рассказывает своему государю о ходе сражения, в котором участвуют все богатыри
и герои Индии. Сам Кришна выезжает на поле сражения со своим любимым
учеником Арджуной, принадлежащим к касте Кшатрия (воинов), и потому
обязанным сражаться. Но перед самым боем Арджуна видит в первых рядах
вражеского войска своих близких и родных; его охватывает ужас и
скорбь, он роняет оружие и отказывается сражаться. Тогда Кришна призывает его к долгу, к его дхарме Кшатрия, ободряет его и готовят ту
речь, которая называется "БхагавадГита". Она состоит из 18 глав, в которых Кришна развивает идею долга и раскрывает значение духовного подвига.
Вот что говорит Ании Безант в своем предисловии к Бхагавадгите: "Среди бесценных учении, рассыпанных в великой индусской поэме
"Махабхарата", нет более редкого и драгоценного, чем "Песня Господня".
С тех пор, как она слетела с божественных уст Шри Кришны на поле сражения и утолила скорбь, его ученика и друга, она укрепила и утешила
много измученных и усталых душ. Ее Цель - поднять того, кто ищет духовною пути, с низших ступеней на высшие ступени отречения, где умирают желания и где Йог 7) пребывает в тихом и непрерывном созерцании в
то время, как его тело и ум деятельно заняты исполнением долга. Центральный урок Б.-Г. заключается в том, что духовный человек может не
быть, отшельником, а единение е Божественной Жизнью может совершиться
и продолжаться среди мирской деятельности, так как препятствия к слиянию лежат не вне нас, а в нас самих.
Это Писание посвящено Йоге; Йога же буквально означает слияние,
гармонию с божественным законом путем покорения всех своих низших сил.
Для достижения этого нужно обрести равновесие, чтобы "я" в слиянии с Я
("я" означает здесь низший центр человека, а Я - высший его центр;
кроме того, есть вселенское, Мировое Я, с которым йог стремится слить
свое Высшее Я) не переставало пребывать спокойным, несмотря на чередование радости и горя, влечения и отвращения, несмотря на влияние тех
"пар противоположностей", тех полюсов, между которыми колеблется жизнь
не пришедшей в равновесие души. Поэтому основная нота Б.-Г. есть равновесие, приведение в гармонию всех свойств человека до тех пор, пока
они не начнут вибрировать в полном созвучии с Мировым Я. Такова задача
ученика. (Ученик (чела) - человек, вступивший на путь подвижничества и
ставший учеником Гуру, Учителя Мудрости). Он должен научиться не увлекаться привлекательным и не отвращаться от отталкивающего, а видеть в
том и другом проявление Единого, чтобы то и другое являлось ценным
уроком, а не оковами, держащими его в плену. Среди вихря жизни должен
он найти покой у Господа Мира, (The Lord of Peace), исполняя возможно
совершеннее каждую свою обязанность, и не ради плодов своей деятельности, а ради выполнения долга. Его сердце - алтарь, его любовь к Господу - пламя, которое горит на алтаре; все его действия, физические и
душевные - жертвоприношения на этом алтаре; раз принесенные, они более
не должны заботить его.
Как бы для того, чтобы придать больше яркости уроку, он был дан на
поле сражения. (Песнь начинается словами: "На поле Дхармы, на святом
поле Куру"... Слово Дхарма з н а м е н а т е л ь н о). Царевич - воин
Арджуна должен был сразиться за права своего брата, уничтожив того,
кто захватил его престол и угнетал страну; его долг принца и воина -
бороться за освобождение своего народа и за восстановление порядка и
мира. Как бы для усугубления положения, любимые товарищи и друзья стояли на той и другой стороне, надрывая сердце Арджуны мукой и сомнениями. Мог ли он убить тех, кого любил и почитал, и пренебречь узами
родства? Нарушить семейное начало - грех, но и оставить народ под игом
угнетателя - также грех. В чем же состоит его долг? Справедливость
должна быть соблюдена, иначе будет попран закон: но может ли убийство
быть безгрешным? Ответом служит главный смысл книги: не имей личного
интереса в событии: совершай долг, указанный твоим положением в жизни:
пойми, что Ишвара (Бог, Логос нашей солнечной системы), который одновременно и Господь, и Закон, руководит великой эволюцией, которая закончится в блаженстве и мире; любовью достигни слияния с Ним, а затем
исполняй все свои обязанности как долг, сражаясь без страсти или желания, без гнева или ненависти; такая деятельность не кует для тебя ни
каких оков; единение осуществляется, и душа остается свободной .
Таково очевидное учение этой Священной книги. Но так как все деяния
Аватара символичны, мы должны перейти с внешних планов на внутренние и
понять, что Курукшетра есть поле сражения Души, а сыны Дхритараштры -
ее враги на пути восхождения: Арджуна - борющаяся душа ученика,
Шри-Кришна - Логос души. Таким образом, учение, данное на древнем Курукшетре, обращается в руководство для всех времен и учит стремящуюся
душу шествовать по крутому и тернистому пути, который ведет к миру.
Всем таким душам на Востоке и на Западе дается этот божественный урок,
ибо путь един, сколько бы наименований ему ни давать, и все души ищут
единой цели, хотя не все еще понимают свое единство...".
Избранные дзэнские изречения
На флейте, не имеющей отверстий,
играть всего труднее.
* * *
Три человека удостоверяют,
что черепаха - это черепаха.
* * *
Густой туман не скрывает благоухания цветов.
* * *
Хороший торговец прячет свои богатства
и кажется нищим.
* * *
Тот, кто думает, что обладает сиятельной мудростью, едет впереди осла и позади лошади.
* * *
Сверху - ни куска черепицы, чтобы прикрыть голову. Снизу - ни вершка земли, чтобы поставить ногу.
* * *
Стоит устам захотеть рассказать -
и речь умирает.
Стоит разуму захотеть понять свой исток -
и мысль умирает.
|